Китайская медицина

китайская медицина
Китайская медицина является продуктом практики, ее главная ценность состоит в практичности. Теоретические основы китайской медицины являются непременным условием разумного лечения, но без практики они пусты и бесполезны. Поэтому только практикующие врачи с хорошей подготовкой в области китайской и западной медицины могут осмысленно применять и интерпретировать китайскую медицину. Все остальное приводит к нанесению ущерба здоровью пациента и авторитету китайской медицины, которая только-только начала завоевывать известное положение в западном мире. 

Записаться на прием к специалисту китайской медицины Вы можете по телефону 8 (495) 669-56-85 или обратившись к нам по форме обратной связи. 

Цель нашей работы - это возвращение и сохранение здоровья, профилактика и предупреждение заболеваний с помощью методов традиционной китайской медицины, что в первую очередь требует просветительской и образовательной работы, для чего в нашем центре проводятся семинары на темы оздоровления способами ТКМ и здорового образа жизни – Яншен, что дословно можно перевести с китайского языка, как «питание жизни». На семинарах можно познакомиться с системами физических упражнений, даосскими дыхательными методиками, способами Яншен в зависимости от сезонов, узнать, как с помощью этих естественных и несложных методик Яншен укрепить здоровье, предотвратить болезни и продлить свою жизнь. 

Уникальность нашего оздоровительного Центра заключается в том, что создавался он врачами - людьми, беззаветно преданными своему делу, являющими собой прекрасный образец преемственности поколений в профессии. В нашем Центре самоотверженно с самого утра до позднего вечера работают настоящие профессионалы, эксперты в области китайской медицины, имеющие большой опыт клинической работы. Мы любим дело, которым занимаемся, поэтому стремимся знать о нем все, и даже больше, стремимся поделиться нашими знаниями со всеми, кому не безразлично их собственное здоровье и здоровье близких им людей. Высокий профессионализм, бережное и внимательное отношение к каждому пациенту и доброжелательная атмосфера - основные принципы  нашей работы. 

Специально для Вас  в нашем оздоровительном Центре разработана  комплексная система лечения, что предполагает коллегиальное обсуждение Вашей проблемы в случае возникновения  необходимости. Посетив китайского врача – «тайфу», вы получаете консультацию, направление на проведение необходимых в вашем случае процедур. 

Китайская медицина – в общем о главном

Китайская медицина

В основе традиционной медицины лежит знание целостности всех процессов, которое даёт возможность сохранить или вернуть своё здоровье, ведя правильный образ жизни, управляя своим состоянием, реализуя себя в соответствии со своим предназначением.

По большому счёту для самостоятельного восстановления здоровья не имеет значения „где болит", главное — привести в порядок механизмы саморегуляции. Диагноз нужен врачу, чтобы лечить, а больному нужно разобраться с собой и принять меры для восстановления гармонии внутри себя. Этого достаточно, чтобы быть здоровым.

Медицинская теория Китая - продукт лечебной практики многих поколений врачей. В ней знание было неотделимо от умения, и оно передавал ось непосредственно от учителя к ученику, чаще всего - от отца к сыну. Вот почему медицинская традиция Китая, как и другие виды традиционного знания, несет на себе явственный отпечаток эзотерической "мудрости". В обществе ее применение ограничивалось узким кругом образованной элиты. Принципы китайской медицины изложены в трактате "Внутренний канон Желтого Владыки" (Хуан-ди нэй-цзин сложившемся к 1 в. до н. э., ).

В основе теории ТКМ находятся два типичных фактора, характерных для традиционной китайской медицины:

- Рассмотрение человеческого организма в качестве единого целого (Чжэн-ди).

- Диагностика в соответствии с синдромами с учетом этой целостности (Вянь-чжэн). 

Китайская медицина - это сложная наука, которая имеет общий понятийный аппарат с космологией и философией. Таковы понятия "жизненной энергии" (ци) , инь и ян, "пяти стихий" (у син) , которые обозначают "циклическое движение пяти видов ци" (определение китайского ученого Жэнь Инцю).

Известно, что китайские лекари не придавали большого значения анатомии и настороженно относились к хирургическому вмешательству, допуская его лишь в крайних случаях. Китайские же художники никогда не пытались вычислить нормативные пропорции человеческого тела.

Объясняется это тем, что китайские врачи видели в теле субстанцию не столько физическую, сколько энергетическую, неразложимую на отдельные части. В даосском каноне "Чжуан-цзы" есть рассказ о поваре, который с необыкновенным искусством разделывал бычьи туши. Разъясняя секреты своего мастерства, повар говорит, что "не смотрит глазами, не слушает ушами, но дает претвориться в себе одухотворенному желанию", так что его нож, погружаясь в тушу, никогда не наталкивается на сочленения или кости, но всегда "разрезает пустоту". Согласно медицинской теории Китая, это "гонкое" или, говоря по-другому, "теневое", "внутреннее" тело, сокрытое в физическом теле и недоступное зрению, представляет собой как бы сгусток разных видов ци, или "энергетических конфигураций", вовлеченных в процессы взаимных влияний и непрерывных метаморфоз. Телесные "превращения" совершенно естественны, но поддержание их в полном объеме требует участия сознания и составляет подлинный смысл духовного совершенствования.

Уже в древности целью мудрой жизни считалось "привлечение новой силы и удаление старой, дабы не замирал поток в средостениях плоти".   Здоровье и долголетие, по китайским понятиям, - плод "ежедневного обновления". Субстанция ци тоже имеет свое янское и иньское качества: первое представлено "питательным ЦИ", текущим в энергетических каналах, второе - "защитным ци", которое находится в тканях. Циркуляция энергии в организме соответствует различным биологическим циклам, имеющим параллели в природном мире.

В этом смысле тело человека есть микрокосм, или, по-китайски, "маленькие Небо и Земля". Жизнь - это совокупность необозрнмого множества ритмов и циклов мировой энергии, имеющей шесть основных видов: инь и ян, Ветер и Дождь, Мрак и Свет. Эти "шесть видов ЦИ" образуют четыре времени года и отдельные моменты космических ритмов. Трехчастное разделение инь и ян создает так называемые шесть основ (представляющие основные фазы взаимодействия полярных мил мироздания и циркуляции жизненной энергии в организме.

Здоровье - это состояние баланса и гармонии жизненных сил организма, а болезнь есть результат разлада, или расстройства жизненных функций. Отсюда главный принцип китайской медицины: лечить не отдельные органы или части тела, а весь организм.

Китайцы полагали, что болезнь - то есть нарушение баланса жизненных сил - входит в тело с периферии, например, через поры кожи и постепенно внедряется все глубже. Различным стадиям проникновения болезни соответствуют определенные симптомы, по которым врач может эти стадии распознать.

В человеческом теле, по теории плотных/полых органов ЦзанФу, китайские лекари различали пять плотных или янских, органов (цзан) и шесть органов пустотных или иньских (фу). К первым относились печень, сердце и перикард, селезенка, почки, легкие, а ко вторым - желчный пузырь, тонкий и толстый кишечник, желудок и "тройной обогреватель". Как было принято в китайской традиции, существовал и второй ряд так называемых необычных полых органов, включавший в себя головной и костный мозг, кости, сосуды, матку.

Каждый орган имел соответствия среди пяти фаз мирового круговорота.Пять превращений Усин

Так, Дереву соответствовала печень, Огню - сердце, Земле - селезенка и т.д., причем органы, занимавшие в схеме пяти фаз предшествующее и последующее места, считались по отношению друг к другу "матерью" и "сыном". Каждый внутренний орган имел и свои внешние проявления. Считалось, например, что сердце открывается в язык и проявляется на лице, печень проявляется на ногтях и открывается в глаза, селезенка открывается в рот и проявляется на губах, легкие открываются в нос и проявляются на голосе, почки открываются в волосы и проявляются на зубах.

В китайской медицине понятие органа тела имеет весьма отдаленную связь с анатомией. Оно обозначает целую функциональную систему организма, представленную сердцем, легкими и т.д. (в современной западной литературе их принято называть арбами). Некоторые из различаемых китайской медициной органов - например, "тройной обогреватель - вообще не имеют анатомического прототипа. В китайской медицине существует символическая топография тела, состоящая из "энергетических", неразличимых на материальном уровне органов. Таковы, например, три Киноварных поля (даньтянь), соответствующих местам скопления жизненной энергии, Ворота жизни, расположенные в области почек, и т.д. В Средневековье сложилась традиция (принятая в особенности среди даосов) изображения "внутреннего плетения" тела в виде некоего воображаемого ландшафта: область мозга ассоциировалась с Яшмовым градом и образами святых, достигших просветления, "глаз мудрости" во лбу обозначался красным диском солнца, дыхательные пути - двенадцатиэтажной пагодой, позвоночный столб - Небесной Рекой (Млечным Путем), кости - отвесными скалами, в области груди помещались пахарь, ткачиха и роща деревьев, в брюшной полости - водная пучина - "Море энергии", - объятая пламенем, что символизировало алхимический тигель, в котором совершалась возгонка ци, и т.д.

Помимо функциональных систем организма китайская традиция придавала первостепенное значение суставам, сочленениям и особенно каналам циркуляции энергии, так называемым меридианам (цзин.маи), которые лишь частично совпадали с системой обращения крови и лимфы (последние считались материальным аналогом ци, хотя в медицинских трактатах почти не разъясняется соотношение между тем и другим). Физические структуры нервной системы рассматривались совместно с мышцами и сухожилиями, которые тоже имели свои энергетические каналы, но китайские авторы умалчивают об их вещественной основе. Вообще тканям и внутреннему строению тела в китайской медицине уделяется гораздо меньше внимания, чем процессам обмена веществ и взаимодействию органов. В древности существовали различные схемы расположения энергетических каналов в теле, со временем была выработана их единая классификация.

Китайские медики различают 12 главных каналов и 12 ответвлений от них, 8 так называемых чудесных сосудов, 15 коллатералей, 12 мышечно-сухожильных каналов и 12 кожных зон. Система 12 главных каналов отражает взаимодействие 12 внутренних органов и создает круговорот энергии и крови, который начинается с канала легких 11 к нему возвращается. Все каналы разделяются на две категории: каналы рук и каналы ног. Кроме того, они определяются по принадлежности к трем состояниям ян 11 трем состояниям инь. Таким образом, название каждого канала содержит три его характеристики, например: "ручной канал великого инь легких", "ножной канал малого ян желчного пузыря" и т.д. Различаются также два энергетических меридиана тела: передний и задний (проходящий по позвоночнику). Система каналов имеет свое временное измерение, поскольку в рамках суточного 11 годового циклов отдельные функциональные системы организма - и, следовательно, соответствующие им каналы- последовательно возбуждают друг друга, создавая как бы природный круговорот жизненной энергии в организме. Так, канал легких соответствует времени от 3.-го до 5-го часа суток и первому месяцу года, канал толстой кишки - 7 часам 11 второму месяцу, канал желудка - 7-9 часам и третьему месяцу 11 т.д,

Таблица времени активности каналов.

Меридиан

Активность

Меридиан

Активность

Максимум

Минимум

Максимум

Минимум

Легких

3 00 -  5 00

15 00 - 17 00

Мочевого пузыря

15 00 - 17 00

3 00 -  5 00

Толстого кишечника

5 00 -  7 00

17 00 -  19 00

Почек

17 00 -  19 00

5 00 -  7 00

Желудка

7 00 -  9 00

19 00 -  21 00

Перикарда

19 00 -  21 00

7 00 -  9 00

Селезенки

9 00 -  11 00

21 00 -  23 00

Трех обогревателей

21 00 -  23 00

9 00 -  11 00

Сердца

11 00 -  13 00

23 00 - 1 00

Желчного пузыря

23 00 - 1 00

11 00 -  13 00

Тонкого кишечника

13 00 - 15 00

1 00 -  3 00

Печени

1 00 -  3 00

13 00 - 15 00

В каналах различались отдельные биологически активные точки (сюэ). Считалось. что в человеческом теле имеются 360 основных жизненных точек - по числу дней в году. Таким образом, тело в китайское медицине предстает как наложение двух видов ПУСТОТ: всеобъемлющей пустоты внутреннего, энергетического тела и пустоты отдельных жизненных точек. Подлинное тело в китайской традиции есть тело именно полно-полое, и пустота тела-полости едина с Великой Пустотой универсума.

Теория китайской медицины занимается физиологией человеческого организма, его патологией (возникновением заболеваний и их причинами), методами врачебного исследования, диалектической диагностикой, терапией и профилактикой заболеваний. 

Поэтому изучение китайской медицины целесообразно проводить по этапам.

1. Историческим аспектам и вопросам научно-теоретического разграничения китайской медицины и современной западной медицины.

2. Основные теоретические модели китайской медицины: учение об инь и ЯН и теория пяти элементов. Они коренятся в истоках китайской культуры, основаны на диалектическом подходе к предмету изучения и образуют основу специфической диалектики китайской медицины. С помощью инь и ян осуществляется анализ человеческого тела, включая его физиологические функции и патологические изменения. На этой основе возникли также правила диагностики и терапии. Учение о инь и ЯН, В особенности теория пяти элементов, представляет собой донаучную модель, которая не в полной мере отвечает требованиям современных естественных наук, поскольку она не поддается количественному определению. Однако она решающим образом дополняет теорию современной западной медицины.

3. Основываясь на учении о накопительных и полых органах (Цзан-фу), китайская медицина объясняет физиологические функции и патологические изменения внутренних органов, а такие взаимодействие их между собой. Это учение охватывает две большие области:

а) теорию субстанции (Чин или Цзин ), "Шэнь", ци (функции, "энергии" ), крови (Сюэ) и телесных соков (Чинь-е или Цзин-е);

б) учение о пяти накопительных органах и шести полых органах.

Субстанция, "Шэнь, ци, кровь и телесные соки образуются за счет деятельности накопительных и полых органов и "накапливаются" в определенных накопительных органах, от чего зависит их нормальное действие. Тесная взаимосвязь существует между этими продуктами накопительных и полых органов и внутренними органами. Это относится как к здоровому, так и к болезненному состоянию организма.

Правильная китайская диагностика с последующим рациональным лечением возможна лишь при условии, что врач в точности знает различные функции накопительных и полых органов и их продуктов.

4. Другой важной составной частью человеческого организма являются каналы (меридианы) и побочные сосуды (Цзин-ло). Они осуществляют связь между внутренними и наружными частями тела, соединяют верх и низ, обеспечивают коммуникации между внутренними органами и создают возможность обращения ци и крови. Двенадцать главных каналов  играют при этом наиболее важную роль в физиологии и патологии, при установлении диагноза и терапии. Хотя в настоящее время в Китае еще отсутствуют точные представления о сущности системы каналов, не вызывает, однако, сомнения, что каналы и побочные сосуды имеют первостепенное клиническое значение. Многие не подлежащие сомнению эффекты китайской медицины могут быть объяснены лишь с помощью каналов.

5. Представления китайской медицины о причинах заболеваний (Бин-инь) и патологии (Бин-ли). Речь идет здесь о шести вызывающих болезнь вредных влияниях, об инфекционных болезнях, о заболеваниях, вызываемых причинами психического характера, неправильным питанием, переутомлением, наружными ранениями, укусами животных и насекомых и т.д. Решающим обстоятельством является при этом то, что большинство болезней может возникнуть лишь при наличии неуравновешенности в организме или нарушении соответствия между организмом и окружающей средой. Таким образом, и причины болезни подвергаются в китайской медицине диалектической интерпретации как результат внутренней причины и внешнего повода.

6. Китайская диагностика включает в себя четыре метода исследования: осмотр, прослyшивание и исследование на запах, опрос, ощупывание (пальпация). Дифференциальная диагностика китайской медицины состоит в установлении диагнозов наиболее часто встречающихся заболеваний и их разграничении по отношению к схожим картинам болезни.

7. Синдромы болезни охватывают полученный с помощью четырех методов исследования клинический материал в целях определения происхождения болезни и ее развития. Результат диалектической диагностики называют в Китае "синдромом болезни" (Чжэн-хоу). Такие синдромы, число которых велико, в соответствии с различными нарушениями представляют собой обобщение характерных свойств данного заболевания.

Диагностика в зависимости от синдромов пользуется различными теориями; в их числе - восемь руководящих принципов (Ба-ган), синдромы ци, крови и телесных соков (Чин-е), синдромы плотных и полых органов, синдромы шести каналов, синдромы вэй, ци, инь и крови, синдромы трех обогревателей. Все они дополняют друг друга в смысле господствующего в китайской медицине учения о единстве и составляют нераздельное целое.

8. Общие правила китайской медицины, относящиеся к профилактике и лечению болезней. Врач и пациент всегда находятся в наивыгоднейшем положении, если болезнь удается предотвратить в самом начале. Но если человек все же заболел, то лечение должно находиться в логической связи с картиной или синдромом болезни. Принятые в китайской медицине методы лечения основываются все без исключения на принципе рассмотрения человеческого организма в качестве единого целого и на диалектической диагностике. При этом существует несколько принципиальных положений, которые должны быть знакомы врачу, занимающемуся китайской медициной. К их числу относятся установление причины болезни до начала лечения, вопрос о первоочередности устранения причины заболевания (Вэнъ) или внешних симптомов (Бяо), увеличение сопротивляемости организма и ликвидация нарушения, заполнение пустоты и устранение переполнения, нормальное лечение болезни и терапия по принципу "подобное лечится подобным", лечение в соответствии со временем года, географическим положением и конституцией пациента.